Интеллект зажигает!

Долгие летние каникулы – это здорово. Но есть особые дети и взрослые, которым не терпится снова учиться и учить: не в сентябре, а уже в августе. Они буквально рвутся в школу – в летнюю Интеллект-школу «Корифей Плюс» – а, приехав туда, через 10 дней разъезжаются с большой неохотой

1

Действительно, Интеллект-школа увлекает, вовлекает, буквально затягивает всех, кто провел в ней даже несколько дней. Будоражит воображение, тренирует мозги, прочищает чакры – и дает заряд бодрости на весь учебный год. По меткому выражению Т.Г. Суминой, научного руководителя проекта, учителя математики гимназии № 210 «Корифей», «возвращаемся оттуда такие заряженные: глаза горят, шерсть стоит дыбом…».

2

А вот – телеграфным стилем – впечатления учеников:
– Интеллект-школа – это не только разные шалости, как в обычном лагере, но и уроки с интересными учителями, интеллектуальные игры, конкурсы, состязания…
– Когда у нас были интеллектуальные игры, почти всегда вместе с детьми играли команды вожатых и учителей. И бывало так, что проигрывали.
– Задачи попадались очень смешные. Однажды ранним утром читаю задачу, а в ней написано: «На сосне растут 8 бананов и 7 апельсинов… ». Или: «Возле огрызка священного яблока были задержаны 4 аборигена. Агр… Бгр… Вгр… Ггр… ».
– А мне больше всего запомнился костер. Было холодно, поэтому мы принесли одеяла и пели песни.
– Помню фаер-шоу, особенно тот классный момент, где наша вожатая танцевала с огненными шарами. Все фотографировали и хлопали.
– По количеству правильно решенных задач составлялся рейтинг, и мы каждый день бежали к листочку и смотрели, сколько у кого баллов. На самом деле задачи можно было вообще не решать, но всем было интересно и поэтому все решали.
– Я была в Интеллект-школе первый раз, очень рада, что туда попала: в ней столько всего веселого, интересного, умного, необычного и удивительного!..
– Запомнился последний день, когда вожатые пели песню, а мы все плакали потому, что совсем скоро уезжаем.

3

* * *

Конечно, выездная летняя школа – не ноу-хау; сходные программы (продолжительностью от недели до полноценной трехнедельной лагерной смены) предлагаются школьникам в Кирове, Белорецке, Новосибирске, Красноярске. В самые известные из них приезжают школьники со всей России, и сравнивать их по принципу «лучше-хуже», «меньше-больше» невозможно; везде свои «фишки», свои герои и традиции.
«Корифей плюс» – школа довольно молодая (сегодня, 25 августа, закрылся шестой сезон), но уже имеющая собственное лицо и своих фанатов. Достаточно сказать, что коллектив преподавателей (тоже собравшихся из разных уголков страны – из Нижнего Новгорода, Воронежа, Екатеринбурга, Челябинска, Саратова, Первоуральска, Качканара…) и воспитателей на отрядах удивительно дружен и стабилен, а бывшие ученики возвращаются сюда вожатыми и ассистентами для любимых учителей. Более 30% состава учащихся – это выпускники предыдущих летних школ либо их подросшие братья и сестры.

4

Для получения полной картины приведем выдержки из описания проекта «Интеллект-школа» (авторы-инициаторы – учителя математики гимназии № 210 «Корифей» г. Екатеринбурга Татьяна Геннадьевна Сумина и Ирина Владимировна Жаринова):
Интеллект-школа «Корифей плюс» – круглогодичная программа поддержки одаренных учащихся, реализуемая объединенным коллективом преподавателей Свердловской области и других регионов РФ.
Финалом учебного года каждый год становится выездная летняя сессия Интеллект-школы, в которой принимают участие 280–300 учащихся в возрасте 11–17 лет. Обучение осуществляется по направлениям: математика, физика, химия, биология, гуманитарные науки.
Основным направлением деятельности летней Интеллект-школы является общее интеллектуальное и творческое развитие учащихся. Лабораторные работы по биологии и химии, эксперименты по физике и геометрии, исследовательские работы по математике, дискуссии, дебаты, оригами, головоломки в сочетании с высокой сложностью предлагаемых задач – основные виды работ на занятиях в летней школе.
Среди ведущих педагогов – победители конкурсов лучших учителей, авторы известных учебников и методик, разработчики олимпиадных задач и заданий ЕГЭ, члены жюри всероссийских олимпиад и др.


5

На сегодняшний день в Интеллект-школе сложился коллектив единомышленников, реальных вдохновителей, идейных и научных руководителей, консультантов и персональных тьюторов для учеников. Контакты преподавателей и школьников продолжаются на непрофильных клубах и кружках, спортплощадках, походах, интеллектуальных играх и т.д. В итоге возникают сетевые сообщества преподавателей и учеников.
Каждый день в летней Интеллект-школе разбит на две части: в первой половине дня проходят учебные занятия, во второй – занятия в клубах по интересам, спортивные и интеллектуальные турниры, предметные и управленческие бои, развлекательные мероприятия. Программа не прерывается с окончанием летней сессии, а системно ведется в течение всего учебного года. Регулярно проводятся турниры математических игр, интеллектуальные игры, открытый Кубок Екатеринбурга по математике, отборочные туры в летнюю Интеллект-школу.
Интеллект-школа служит также эффективным центром методической поддержки и повышения квалификации учителей математики, информатики и естественных дисциплин. Все занятия и мероприятия являются открытыми, планируются совместно, обсуждаются и анализируются. Выпускаются сборники заданий, лучших работ, сценариев мероприятий и т.п.


6

В чем же пресловутые «фишки» уральской Интеллект-школы? Давайте по пунктам.
• здесь вместе учатся и регулярно взаимодействуют математики, и физики, и лирики (программа предполагает как отдельные, так и общие занятия и мероприятия для разных направлений и возрастов);
• можно выбрать свой образовательный маршрут – группу подготовки к ЕГЭ, интенсив для олимпиадников или общеразвивающую («для души»);
• школьный уклад объединяет в себе демократичность (хочешь – лежи весь день на полянке и считай облака) и высокую внутреннюю дисциплину (никто этой возможностью не пользуется; наоборот – все с утра до позднего вечера погружены в процессы познания и творчества);
• организация так называемой внеучебной деятельности и досуга вылилась в отдельную образовательную программу: все мероприятия придумываются и готовятся сообща;
• Интеллект-школа уже создала собственный культурный слой: обросла мифами и легендами, воспета в гимнах и поэмах, описана в рассказах, баснях, анекдотах и частушках. Каждый вечер Олег Юрьевич Дмитриев, математик и поэт, старший преподаватель Саратовского государственного университета, сочиняет очередную «стишку дня», подводя итог прошедшим суткам.

7

А если не по пунктам, то еще лучше о плюсах «Корифей плюса» рассказала школьница Ярослава Нестеренко:
«Признаться, я ожидала встретить толпу задумчивых “ботаников”-интровертов, не расстающихся с книжками по квантовой физике. Я очень заблуждалась.
Как точно заметил наш учитель физкультуры, в Интеллект-школе нет “ботаников”. Там собираются люди, которым не лень думать. Все они просто замечательные ребята – с разносторонним кругозором и чувством юмора; с ними очень интересно общаться, постоянно узнаешь много нового.
Отдельного описания заслуживают преподаватели: они делают привычные школьные предметы не просто понятными, но и увлекательными, одновременно расширяя горизонт знаний о других вещах. Здесь любой может почувствовать себя и художником-фотографом, и актером, и поэтом, и “знатоком”, и музыкантом, и спортсменом, а не только физиком или математиком.
Все, что осталось непонятным на занятиях, можно спрашивать у учителей – практически в любое время, ведь они постоянно находятся где-то поблизости, – или же обращаться за помощью к друзьям. В лагере постоянно проходят очень интересные мероприятия – интеллектуальные, спортивные и просто развлекательные. Никогда не забуду почти ежедневные игры, напоминающие “Что? Где? Когда?”, с очень любопытными задачками, подготовленными Дмитрием Юрьевичем Кузнецовым – невероятно эрудированным и остроумным человеком. В этих конкурсах участвуют и преподаватели, и вожатые, что добавляет всему действу азарта.
Уверенно заявляю, что если бы вся средняя школа была организована по той же системе, что и программа “Корифей Плюс”, дети бы очень любили учиться».

Что нового появилось в Интеллект-школе «шестого созыва», т.е. в этом году? Вот что в первую очередь отметили педагоги.
– Классно, что команда вожатых формируется из числа воспитанников прошлых лет, знающих весь наш процесс изнутри. Каждое коллективное дело, организованное вожатыми в VI Летней школе, отличалось целостностью, обоснованностью отбора содержания и продуманностью в выборе формата, будь то интерактивные шоу или командные игры по выявлению лидеров.

8

– У каждого ученика появилась возможность самому подготовить (разработать) и организовать коллективное дело, а также проявить себя в нем не только в роли участника или ведущего, но и комментатора или эксперта. Лучшие начинания были проведены и для других отрядов, остались в нашей общей «копилке».
– Уже второй год у нас самая креативная утренняя зарядка! Она каждый раз новая – сюжетная, это, по сути, тематическое театрализованное представление, интрига, связанная с выбором предмета для проведения физических упражнений, сюрпризами в ходе их выполнения. Респект молодому физкультурнику (в прошлом выпускнику и вожатому) Роме Иванову!
– Одна из новых традиций шестой Летней школы – выявление Плюса дня. В одних случаях положительные моменты ученики находят в своей жизни, подмечают их в жизни лагеря, в других – создают стихи и легенды.
– Новая игра сезона – «Игра мысли». Это своеобразный эксперимент-фантазия, в ходе которого открываются новые грани наших возможностей, представлений о мире и о себе. В этой игре нет правильных и неправильных ответов, отдельных команд и баллов за выступления, т.е. нет победителей и побежденных. В фокусе – суждение каждого в отношении к происходящему. Интересно? – есть сценарий, можем поделиться.
И в качестве итога, по доброй традиции Интеллект-школы, – подходящая, завершающая 10 школьных дней «стишка дня» от Олега Дмитриева.

9

Последняя задача
Допета, словно песня,
Углов большие крылья
Сложили чертежи.
Пусть с каждым днем нам будет
Жить только интересней,
Мы не забудем эти
Лесные этажи.

Здесь мы искали строчки,
А находили друга.
Здесь мы искали тайны,
А находили свет.
И вырваться старались
Из замкнутого круга.
И верили в идею,
А не пустой ответ.

И пусть кружится мусор
Рекламных заклинаний,
Красивою оберткой
Скрывая сладкий яд.
Не отпугнет нас горький
Соленый привкус знанья,
Сквозь сосны нас просторы
Небесные манят…

10

P.S. Конечно, Интеллект-школа – не только путешествие по радуге. Трудностей и ошибок нам тоже хватает – как хватает бытовых забот, поисков средств, хождений в СЭС и к пожарным, укусов пчел и отключений электричества… Немного позже, отдохнув и переключившись, мы осознаем свои промахи, увидим недоработки и начнем планировать новый цикл. А пока – пусть просто «глаза горят, и шерсть стоит дыбом!»)))

М.В. Калужская, заместитель директора по научно-методической работе МАОУ Гимназия № 210 "Корифей".